Регистрация Войти
Программа конференции
09:30
10:00
26 февраля
Ушинский
Презентация проекта
«Сциллы» и «харибды» начальной школы
Что начальная школа ждет от детского сада? Какими дети приходят в начальную школу и какими из нее выходят? Основные задачи начальной школы в контексте программы конференции «ММСО.Ушинский».
10:00
11:00
26 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Как стать соразмерными нашим безразмерным детям?
Иногда нам кажется, что проблемы в обучении начинаются в средней, в начальной школе, в детском саду... Эти учителя и специалисты знают секрет своей неудовлетворенности, на младших ступенях они открывают для себя ресурс того «что точно надо сделать», чтобы потом было интересно работать и не доделывать «чужие хвосты». Обсудим те результаты нашей педагогической работы, которые не лежат на поверхности, но без которых школьная жизнь детей превращается в бессмысленное времяпрепровождение.
11:00
12:00
26 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Как с помощью ТРИЗ построить учебный процесс?
Стремительно меняющийся мир ставит перед школой новые вызовы. Можно предположить, что задача «научить учиться» сменится более широкой – научить решать проблемы в разных сферах жизни. Инструменты на базе общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ) позволяют строить учебный процесс, ориентированный на выявление и решение проблем разного уровня в разных областях знаний. В своем выступлении мы покажем, как работают эти инструменты в начальной школе на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира.
12:00
13:00
26 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Социоигровая педагогика: как в начальной школе сохранить «я сам» и «мы сами»
Изо дня в день ученики узнают что-то новое, приобретают новые привычки. Во многом от учителя зависит, будут ли ученики целеустремленными, инициативными, самостоятельными, дружелюбными или станут прятаться за спинами товарищей. От учителя зависит, смогут ли ученики предлагать и воплощать собственные идеи, выражать свои мысли, иметь свое мнение и быть непохожими на других. Важно, чтобы это понимали все ученики класса.
На этой сессии мы покажем и проанализируем приемы, помогающие учителю во время урока работать с ученической инициативой и самостоятельностью.
13:00
14:00
26 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Круглый стол I. «Начальная школа: инструменты для учителя и ученика»
В этот час мы познакомимся с выступлениями ученых и педагогов-практиков, посвященными инструментам, актуальным в работе учителя начальной школы.
14:00
15:00
26 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
От детского любопытства к детской учебной любознательности
Что нужно сделать, чтобы дети в начальной школе открыли для себя опыт «пытливой любознательности»?
Ведь именно эта лежит в основе учебной инициативы и мотивации к учебе. Из этой «младшешкольной» любознательности вырастают так нужные нам познавательные интересы подростков. Однозначных алгоритмов здесь нет. Но решения есть.
15:00
16:00
26 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Образовательный ресурс оправданного риска в начальной школе
Если ребенок не будет выходить на уровень допустимого риска в школе, то он будет выходить за его уровень вне ее стен. О ком мы заботимся — о себе или о детях — устанавливая запрет на риск?
Почему ребенок любит рисковать? Нужно ли работать с темой риска в школе? Допустим ли в школе образовательный риск? Как соотносятся опасность и риск? Как формируется безопасность? Кто и чем рискует (ребенок, родитель, педагог)? Как работать с темой риска в начальной школе?
16:00
17:30
26 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Русский язык в началке: что, кроме безударной гласной в корне?
Как в одно и то же время обеспечить предметный и метапредметный результат на уроке русского языка? Что именно считать результатом? Ту самую безударную гласную или нечто совсем иное? Развитое чувство языка? Раскрытие речевого таланта? Как достичь гармонии в преподавании предмета?
17:30
18:30
26 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Труд в начальной школе: возвращаем ребенку возможности менять мир и меняться вместе с ним
Приходя в мастерскую, ученик исследует законы материального мира, он может не просто пробовать и пытаться, он спрашивает «как это сделать», потому что для него сейчас это важнее всего. Мы считаем, что современному ученику начальной школы необходимо работать с деревом, поскольку деревообработка формирует необходимые волевые качества, нравственные основания поступков, развивает тонкие ручные действия. Также на сессии будут представлены современные практики работы с пластилином, оборудованием для живописи, наборами для творчества. О результатах ручного труда, о том, как сделать труд безопасным, как сделать в школе мастерскую, куда будут стремиться младшие школьники.
18:30
19:30
26 февраля
Ушинский
Интерактивная сессия
Театр "PlayBack_NSK". Про началку
Через работу с историями и совместные переживания участники события чувствуют теплоту, доверие и общность друг с другом. "Playback_NSK" – это театр сообщества, в котором люди свободно говорят о том, что важно, и обретают опору друг в друге. Работа с историями в безопасном пространстве открывает ресурсы развития. Эмоциональное, яркое событие будет источником вдохновения.
09:00
10:00
27 февраля
Ушинский
Мастер-класс
Черты к портрету «другого ребенка». Готова ли начальная школа обучать и быть современной?
Первоклассники изменились, они приходят в школу другими, нежели двадцать лет назад. У них, казалось бы, те же потребности, но они иначе к ним относятся, те же реакции, но совершенно на другие явления.
Можем ли мы говорить об иных психических особенностях современных детей? Если да, то как педагогам их учитывать при организации учебного процесса? Что необходимо поменять в системе Коменского, пересмотреть в антропологии Ушинского?
10:00
11:30
27 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
«Наука видеть ребенка». Как метод Монтессори отвечает на острые вопросы современного начального образования?
Мария Монтессори создавала свою научную педагогику в первой половине XX века. С тех пор система, основанная на поддержке естественного стремления ребенка к развитию и освоению культуры, распространяется по всему миру. И именно этот метод может дать современным педагогам реальные инструменты для решения острых актуальных вопросов в образовании: становление субъектности ученика, развитие функциональной грамотности, сохранение познавательной активности, обучение для жизни. Метод позволяет иначе посмотреть на предметное содержание и способы его освоения, позволяющие ребенку развивать личностные и метапредметные компетенции не в ущерб предметным.

Мы поговорим об этом с педагогами очень разных российских «монтессори-организаций»: из Москвы и Бурятии, частных и муниципальных, больших аккредитованных школ и маленьких семейных клубов.
11:30
12:30
27 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Что нового происходит в известном развивающем обучении?
Почему В.В. Давыдов был против отбора учеников в первый класс? Надо ли готовить дошкольников к развивающему обучению? Кому не рекомендуется выбирать школу развивающего обучения? Что представляет собой метапредметное развитие в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова? Возможно ли партнерство между семьей и школой?
Обсудим с учителями начальных классов, которые работают по программе РО. Услышим разные позиции в контексте единого подхода.
12:30
13:30
27 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Математика в началке — как и к чему мы готовим детей?
Какая цель стоит перед учителем математики начальной школы — научить учеников писать ВПР или попытаться встроить их в общий курс математики, научив задавать вопросы, не бояться делать ошибки, ставить проблему до того, как её озвучит учитель или задачник? Как сделать математику максимально реальной, чтобы школьники получали не абстрактные знания из учебников, а опирались на свой опыт, на свои ощущения? И понадобится ли всё это ученикам на уроках математики и дальше — в средней и старшей школе?
13:30
14:30
27 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Круглый стол II. «Начальная школа: инструменты для учителя и ученика»
В этот час мы познакомимся с выступлениями ученых и педагогов-практиков, посвященными инструментам, актуальным в работе учителя начальной школы.
14:30
15:30
27 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
«Готовность ребенка»: как понимают родители и школа?
В каждой семье наступает время идти ребенку в школу. Это и волнения, и мысли о подготовке, и стремление найти для ребенка «свою» школу, в которой тот будет с удовольствием учиться. Но и школа со своей стороны хочет увидеть в числе первоклассников «своего» ученика — который сможет адаптироваться к ее условиям и стать в ее стенах успешным.
Попробуем разобраться в различных точках зрения в этом непростом диалоге.
15:30
16:30
27 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Учитель начальных классов — растить или искать?
Учитель начальных классов — учитель-универсал. Откуда в школе берутся учителя начальных классов: их находят в других школах, выращивают усилиями завуча и мастеров-коллег, они вырастают в дружном коллективе школы, заканчивают магистратуры и т.д.
Какой учитель нужен школе? Каковы его базовые компетенции и способности? Без чего учитель начальных классов не может состояться?
16:30
17:30
27 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
Зачем учителю читать детские книги?
Мы часто о том, что детей нужно приобщать к чтению, что родителям необходимо показывать своим примером важность и значимость книжного пространства. А что делать в этой ситуации учителю? Нужно ли ему читать детские книги? Как это влияет на его работу и его отношения с детьми? Меняет ли такое чтение самого учителя и можно ли без этого чтения обойтись? Что читают ученики начальной школы? Какой читательский опыт они приобретают? Что их увлекает в произведениях современных авторов?
17:30
18:30
27 февраля
Ушинский
Панельная дискуссия / круглый стол
А если не идти в школу?
В 6-7 лет психологи и нейропсихологи говорят, что ребенок готов к обучению. В этот период учеба — это особый вид деятельности и особый вид отношений между учителем и учеником. Учитель – это наставник, который сам знает и может научить, за которым интересно тянуться. Если мы имеем ребенка, который жаждет учиться и школу, которая призвана учить детей, кажется, что они просто созданы друг для друга. Но многие родители высказывают мысль: «с ребенком все было бы хорошо, если бы не школа». Что же не так?
Мы разберем тему отношений: ученик – родитель – учитель. И обсудим тему альтернативных школ и семейного образования. Какова судьба альтернативных начальных школ в России? Как организовать обучение без формальной школы на семейном обучении? Каков их образовательный ресурс для школ массовых?
18:30
19:30
27 февраля
Ушинский
Разбор кейса / Представление практики
Школа Игры или игра в школу? 100 лет опыта прогрессивного образования К. Пратт
Сессия посвящена практике работы City&Country school, NY (США). Образовательная программа за столетие не сильно изменилась, при этом желающих учиться в школе не становится меньше. В чем же ее секрет? Ставя перед собой академические задачи, школа взращивает в детях поразительную самостоятельность, социальную активность и творчество. Мы посмотрим на процесс обучения с двух позиций: ученика и учителя. Попробуем нащупать те формы работы, которые могли бы прижиться или уже прижились в отечественной начальной школе.
19:30
20:30
27 февраля
Ушинский
Интерактивная сессия
Открытые вопросы
В течение конференции мы просили модераторов и спикеров сформулировать «открытые» вопросы после проведения событий — что актуально, на что не нашли ответа, а что осталось за границами обсуждения? Мы соберем вопросы, связанные с изначальными гипотезами конференции, которые были сформулированы в манифесте, и обсудим их на заключительной встрече.